Пространственные представления как основа письма и чтения

Почерк, который не разобрать, зеркальное написание и чтение букв, большое число ошибок – вот список одних из наиболее распространенных трудностей, с которыми сталкиваются современные младшие школьники. Что делать в этой ситуации?

Что такое пространственные представления и что за них отвечает?

За пространственные представления у детей в первую очередь отвечает правое полушарие и теменные и теменно-височно-затылочные области обоих полушарий.
Они начинают формироваться с первых месяцев жизни ребёнка, а пик их развития приходится на старший дошкольный возраст (5-6 лет). К 7 годам, то есть к моменту поступления ребёнка в школу, эти представления уже должны быть сформированы.

Виды пространственных представлений:

1. Представления о внутреннем пространстве или о пространстве тела являются базовыми! Они формируются на основе ощущений от внутреннего телесного мира (мышечное, суставное и др. чувства, сытость, голод, боль) и ощущений, возникающих вследствие контактирования с окружающим миром (например, тактильные ощущения).

Представления о внутреннем (телесном) пространстве необходимы для формирования схемы тела и его границ, а также для развития произвольности.

2. Представления о внешнем пространстве. Формируются благодаря работе анализаторных систем (слуховой, зрительной, тактильной, обонятельной, вкусовой).

Необходимы для выстраивания пространственных взаимоотношений между объектами и собственным телом.

3. Квазипространственные представления. Формируются в виде логико-грамматических речевых конструкций творительного (кем?чем?), родительного (кого?чего?) падежей, сравнительных, временных и пространственно-временных категорий и других.

Несформированность простравнственных представлений проявляется в:

  • Почерк, который не разобрать;
  • Замена букв;
  • Зеркальное написание и чтение букв;
  • Наличие большого количества ошибок;
  • Непонимание пространственных предлогов (из, под, над, за, между…);
  • Плохая успеваемость и отсутствие желания ходить в школу.

ПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ ТРУДНОСТИ МОГУТ ПРИВЕСТИ К ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ И КОММУНИКАТИВНЫМ НАРУШЕНИЯМ, А ТАКЖЕ К СОМАТИЧЕСКИМ ЗАБОЛЕВАНИЯМ, ВСЛЕДСТВИЕ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ!

Как сформировать и развить пространственные представления?

Рассмотрим несколько упражнений:
Выше-ниже. Ребёнок и взрослый анализируют положение отдельных частей тела относительно друг друга. “Что выше всего?”-“Голова”, “А ниже?”-“Стопы”. “Что ниже/выше, чем…”. Далее, отрабатывается взаимное расположение отдельных частей лица, рук, ног…Сначала упражнение выполняется перед зеркалом, потом без него и, наконец, с закрытыми глазами. С 3-х лет.

Робот. Указывайте ребёнку направление движения и действия, которые он должен выполнить (прыгни 2 раза, присядь, сделай кувырок и т.д.). Усложнить задачу можно с помощь таких команд: “шаг налево с правой ноги…”, “3 шага вперёд, начиная с правой ноги…”.
‼️Когда у ребёнка будет хорошо получаться, предложить ему поиграть в “Сломанного робота”. Ребёнку нужно будет выполнять все действия наоборот (с 5 лет): повернуть не вправо, а влево; пройти назад, а не вперёд; присесть, а не прыгнуть.

Графические и двигательные диктанты. Помимо развития пространственных представлений, диктанты помогают в формировании произвольной деятельности, развитии внимания, навыков счета и, конечно, моторики.

Индивидуальная работа.

1. Нейропсихологическая коррекция с помощью различных сенсомоторных и когнитивных методик развития.
2. Мозжечковая стимуляция, состоящая из серии упражнений на специальной балансировочной доске, направленных на активацию работы ствола мозга и мозжечка.
Для бесплатной консультации Вы можете оставить заявку на сайте или позвонить по номеру +7(931)288-78-60.